Выставка резных икон «Прикосновенный образ»

Тактильная выставка резных икон «Прикосновенный образ»

В августе 2020 года в Кемеровской региональной организации ВОС на базе Дома культуры, прошла тактильная выставка резных икон, которая проводится в рамках выставочно-образовательного проекта «Прикосновенный образ». С 2017 года данный проект реализуется с использованием грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленных Фондом президентских грантов.

Автором икон является член Союза художников России Павел Георгиевич Минин из Омска. Резной православной иконе он посвятил тридцать лет своей жизни. Все эти годы художник ведет активную выставочную деятельность по всей России и зарубежом, в результате чего и родился проект «Прикосновенный образ». Его история началась в 2015 году на выставке омских художников «Сибирь — край мира» в Государственной Думе в Москве. На ее открытии организатору выставки, депутату Государственной Думы Олегу Николаевичу Смолину была проведена тактильная экскурсия по резной иконе. Именно тогда для Павла Георгиевича проявилась скрытая тактильная сторона деревянной пластики, когда для незрячих и слабовидящих резной рельеф играет роль проводника в мир изобразительного искусства. В дальнейшем отдельные резные иконы работы Минина выставляются в качестве тактильных объектов.

Так у Павла Георгиевича возникает идея провести выставку, ориентированную на особого зрителя. В 2017 году идея находит свое воплощение в виде самостоятельного выставочно-образовательного проекта «Прикосновенный образ», главной целью которого стала попытка научить людей с проблемами по зрению воспринимать икону на ощупь.

В течение двух лет выставка проводилась на территории Омской области. Для проектной команды было важно обратить внимание посетителей на местное, сибирское духовное наследие, то есть на то, чем действительно можно и нужно гордиться. Для этого в состав экспозиции были введены святые, наиболее почитаемые в каждом регионе Сибирского федерального округа. После многократных консультаций с представителями сибирских епархий, анализа житий сибирских святых был составлен список из 12 святых для резных икон. Таким образом, на выставке «Прикосновенный образ» сложился «воображаемый иконостас» из семи икон единого сибирского храма, центральное место в котором занимает покровительница Сибири — Абалакская икона Божьей Матери.

Язык православной иконы — это древняя художественная традиция, сохраняющая в образах личный пример подвижничества православных святых для потомков. На Руси икону называли Библией для неграмотных, поскольку смысл образа воспринимается непосредственно через сюжет, символику цвета, линии и атрибутов иконографии. За многие века иконописной практики сформировался целый художественный язык, который мы и попытаемся освоить на данной выставке.

Знакомясь с языком православной иконы на примере резных образов, необходимо сказать несколько слов и о самой техники исполнения. Главенствующей техникой изображения святых в современной Русской Православной Церкви, как и прежде, остается иконопись, то есть изображение библейских сюжетов кистью и красками. Отношение к резному образу в разные исторические эпохи нашей Родины менялось, поэтому в наше время большинство древних резных икон утрачено. В результате современные мастера-резчики вынуждены переводить в рельеф зачастую именно иконописные памятники. Можно сказать, что для Омска, в частности, современная традиция резной иконы является преемницей многовековой иконописной практики.

Далее необходимо ознакомиться с некоторыми художественными приемами изображения святых. Одним из них является нимб — условное обозначение сияния святого в виде круга вокруг головы. То есть это сияние символизирует то, что душа конкретного подвижника в изображаемом Божественном пространстве буквально излучает благостный свет. Иными словами святой является своего рода маяком для нас, нашим наставником в жизненных невзгодах. То есть верующие уже не молятся об упокоении души конкретного святого, а, наоборот, к нему самому обращаются как заступнику и помощнику для себя и своих близких.

Наряду с обычным нимбом существует и крещатый нимб, то есть круг с вписанным в него четырехконечным крестом. Последний является иконографическим атрибутом исключительно для Иисуса Христа. Центральная и нижняя части упомянутого креста закрыта фигурой Христа, поэтому видны лишь боковые и верхняя его части.

Святые всегда изображаются лицом к смотрящему на икону, анфас, либо в трехчетвертном повороте. В профиль и без нимбов изображаются только обычные люди, а также персонажи, играющие негативную роль в конкретном иконографическом сюжете.

Согласно канонам православного искусства мужчины в зрелом возрасте изображаются с бородами. Каждому святому присуща своя форма бороды, по которой он узнаваем. То есть наличие бороды и ее длина «говорят» нам о возрасте изображенного.

В верхней части средников икон, представленных на выставке, расположены медальоны. Условно по составу святых медальоны образуют ДеисУс. Слово «деисус» или «деИсис» переводится с греческого как «моление». В деисУсном ряду иконостаса изображаются Богородица, Иоанн Креститель, Архангелы и другие святые в молитвенной приклоненной позе. В иконостасе все фигуры обращены к центру деисусного ряда — Иисусу Христу в образе справедливого судьи, восседающего на троне.

На некоторых иконах изображены кучевые облака как один из способов показать неземной характер сюжета. Данный декоративный прием был перенят сибирскими мастерами из древнерусской иконописной традиции и стал неотъемлемым для сибирской иконы.

В рамках выставочно-образовательного проекта «Прикосновенный образ», который реализуется с использованием грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленных Фондом президентских грантов, тактильная выставка резных икон в количестве 7 штук была подарена Кемеровской региональной организации Всероссийского общества слепых.